Со времен социалистического однообразия автомобильной техники в нашей стране многое изменилось. Появилось огромное количество разнообразных иномарок, да и автозаводы СНГ разнообразят свои модельные ряды. Но, как и прежде, каждый автовладелец хочет, чтобы его железный друг отличался от собратьев-близнецов. Для этого он ставит широченные диски, обтягивает капот кожей или тонирует стекла. Собственно, «заточка» автомобиля под конкретного владельца и называется модным словом "тюнинг”. Чаще всего тюнинг бывает внешний. На автомобиль ставят "пороги”, "антикрылья”, "спойлера” и прочий, так называемый, "обвес”. Такой тюнинг позволяет автомобилю легко выделяться из потока и он сравнительно недорог. К тому же, если "обвес” изготовлен серьезной фирмой, он может улучшить аэродинамику автомобиля, что позволит развивать бoльшую максимальную скорость и экономить топливо. Следующий вариант внешнего тюнинга – изменение дорожного просвета и ширины колеи. Европейские механики, "тюнингуя” автомобили, уменьшают дорожный просвет для снижения центра тяжести и повышения устойчивости на поворотах. Однако неровности наших дорог, сравнимые с противотанковыми рвами, стимулировали моду на увеличение дорожного просвета. При этом "восьмерка” становится похожей на джип для рейда "Париж-Даккар”, но перемещаться на ней относительно быстро сродни цирковому искусству. Изменение геометрии подвески приводит к "валкости” на поворотах, эффективность торможения из-за неправильного перераспределения сил между осями снижается, автомобиль легко срывается в занос. Широкие диски с соответствующей резиной позволяют увеличить колею и площадь контакта колеса с дорогой. Это положительно сказывается на устойчивости и управляемости автомобиля на сухом асфальте. Хотя реактивное усилие на руле возрастает, что особенно неприятно сказывается при внезапно пробитом колесе. Кроме того, в дождь, зимой на снегу, или на грунтовой дороге широкое колесо легче "всплывает” и дольше скользит, т.е. проходимость автомобиля и устойчивость против заноса резко снижается. Все эти факторы надо учитывать перед тем, как начинать тюнинг своего автомобиля. Существуют также настоящие гурманы тюнинга. Я имею в виду не число зеркал с каждой стороны автомобиля, а поклонников "внутреннего” тюнинга, самого дорогого, но и самого действенного. При этом изменяются характеристики подвески в соответствии со стилем вождения, передаточные числа коробки передач и главной передачи, и, конечно, форсируется двигатель, т.е. увеличивается его мощность и крутящий момент. Грамотный глубокий тюнинг позволяет не только быстро и безопасно совершать обгоны и проходить повороты, но и повысить надежность и сбалансированность всех систем автомобиля, сохраняя при спокойной езде невысокий расход топлива. Конечно, для проведения такого тюнинга необходимо приобретать специальные детали: распредвалы, шестерни и т.п. К иномаркам такие детали предлагает множество фирм дальнего зарубежья, но цены на эти детали сопоставимы с ценами на автомобили "second-hand” в сборе. Поэтому, практически никто не "заряжает” иномарки у нас, к нам в страну они обычно попадают уже "тюнингованные”. К российским автомобилям предлагается большое количество сравнительно недорогих "хитрых” деталей, так что главное определиться, каких характеристик хочется достичь, и сколько на это не жалко денег. Только по Луганску "бегает” не менее десятка "восьмерок” с двигателями мощностью около 100 л.с. Тяжелее всего приходится патриотам, желающим провести глубокий тюнинг отечественных автомобилей. Наш рынок предлагает лишь комплекты для увеличения объема двигателя а/м "Таврия”, газонаполненные амортизаторы для "Таврии” фирмы "Плаза”, и впускные коллектора для установки жигулевских карбюраторов на "Запорожец”. Все остальные желаемые "прибамбасы” придется делать по индивидуальному заказу в спецмастерских. Для любителей дешевых и эффективных методов некоторые механики предлагают также тюнинг возвратной пружины стрелки спидометра, что позволяет двигаться с небывало высокой скоростью, не выделяясь из общего транспортного потока и не нарушая правил дорожного движения.
|